Разрешение на строительство

РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 12 ноября 2019 года

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Нормативные правовые акты предусматривают для получения этого документа определенную процедуру и правила.

Порядок и условия получения (выдачи) разрешения на строительство

Заявление на выдачу разрешения на строительство может быть подано застройщиком как в отношении всего цикла работ, так и в отношении отдельных видов строительства или реконструкции (ч. 12 ст. 51 ГрК РФ).

По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ). В предусмотренных законом случаях орган, уполномоченный на выдачу разрешения, определяется в зависимости от статуса земельного участка или объекта строительства (ч. 5 — 6 ст. 51 ГрК РФ, ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»).

Из ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ) следует, что выдача разрешений на строительство представляет собой государственную услугу, которая согласно ч. 1 ст. 12 данного Закона предоставляется в соответствии с административным регламентом. Указанный документ содержит описание, правила оказания услуги, формы необходимых документов и утверждается органом, предоставляющим соответствующую услугу (ст. 13 Закона N 210-ФЗ).

Помимо непосредственного обращения в орган, выдающий разрешения на строительство, ч. 6.1 ст. 51 ГрК РФ допускает возможность оформления разрешения через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ), а для застройщиков, наименования которых содержат слова «специализированный застройщик», также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», за исключением случаев, если в соответствии с НПА субъекта РФ подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

Для получения разрешения застройщик прилагает к заявлению следующие документы:

  • — правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 57.3 ГрК РФ (п. 1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — соглашение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, при наличии такового (п. 1.1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка (п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства) (п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ (п. 4 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ (п. 4.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ (п. 4.3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 ГрК РФ (п. 5 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае его реконструкции, за исключением случаев, когда в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме (п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — соглашение о проведении реконструкции объекта недвижимости, определяющее в т.ч. условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком (п. 6.1 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме (п. 6.2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации (п. 7 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — документы, предусмотренные законодательством РФ об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (п. 8 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством РФ подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению (п. 9 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • — копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории (п. 10 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).

Случаи, когда разрешение на строительство не требуется

Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

  • строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
  • строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
  • капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством РФ о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
  • строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств РФ за рубежом;
  • строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;
  • размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;
  • в иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Уведомление о строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

Для строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее — объекта ИЖС) застройщик подает:

  • на бумажном носителе посредством личного обращения либо направляет посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС, содержащее следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ и ИНН, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС); сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект ИЖС не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных п. 2 ч. 7 и п. 3 ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ (ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ). Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2 ст. 51.1 ГрК РФ). Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр (Приложение N 1);
  • правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН (п. 1 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ);
  • документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика (п. 2 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ);
  • заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо (п. 3 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ);
  • описание внешнего облика объекта ИЖС в случае, если его строительство или реконструкция планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 ст. 51.1 ГрК РФ. Описание внешнего облика объекта ИЖС включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта ИЖС в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта ИЖС, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта ИЖС, а также описание иных характеристик объекта ИЖС, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта ИЖС, включая фасады и конфигурацию объекта ИЖС (п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ).

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве необходимых сведений или документов поданное уведомление с прилагаемыми документами возвращается застройщику без рассмотрения с указанием причин возврата в течение трех рабочих дней со дня поступления. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ). По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (далее — уведомление о соответствии и уведомление о несоответствии) (п. 2 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ). Форма указанных уведомлений утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр (Приложения N N 1, 2).

Получение застройщиком уведомления о соответствии дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 — 3 ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Последствия строительства без разрешения

За строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, осуществляемые без полученного в обязательном порядке разрешения, ст. 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде:

  • административного штрафа в размере от двух тысяч до одного миллиона рублей;
  • или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Помимо этого, здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, признается в соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой и подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Использование самовольной постройки не допускается (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

Однако право собственности на такую постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях — в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В указанных случаях лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 222 ГК РФ, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п. 3.1 ст. 222 ГК РФ).

Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с ГК РФ. Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору. Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями (п. 3.2 ст. 222 ГК РФ).

Внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе продление разрешения на строительство)

Согласно ч. 21.14 ст. 51 ГрК РФ решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимается органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство).

Заявителем в этом случае может выступать:

— приобретатель прав или земельного участка, в отношении которого выдано разрешение на строительство (ч. 21.5 ст. 51 ГрК РФ);

— приобретатель прав или земельного участка, образованного из нескольких земельных участков, в отношении которых или одного из которых выдано разрешение на строительство (ч. 21.6 ст. 51 ГрК РФ);

— приобретатель прав, одного или всех земельных участков, образованных путем перераспределения или выдела их из тех земельных участков, в отношении которых выдано разрешение на строительство (ч. 21.7 ст. 51 ГрК РФ);

— новый владелец лицензии на пользование недрами (ч. 21.9 ст. 51 ГрК РФ).

Требования к порядку направления уведомления и его содержанию отражаются согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 210-ФЗ в соответствующем административном регламенте.

Выдача разрешения на строительство, внесение в него изменений, продление являются государственными услугами, порядок оказания которых регулируется как на федеральном, так и на местном уровнях.

Обязательные требования к таким услугам содержатся в ГрК РФ. Порядок же их оказания отражается в административных регламентах, утвержденных в отношении того или иного органа, оказывающего государственные и муниципальные услуги.

Подготовлено на основе материала

С.В. Ивановой, частнопрактикующего юриста

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Инеса

    Спасибо, Сергей, за этот материал…… наконец-то всё встало на свои места в голове: распечатала….. и буду прям по пунктам собирать документы…… или наоборот, не собирать!!! :!: :!: :!:

Комментарии закрыты.